FORMULA-X.MOSCOW

ГИБКОЕ ОГРАЖДЕНИЕ НА ВОЗДУШНУЮ ПОДУШКУ

Изначально, когда только начинали  суда на воздушной подушке появляться, речь о гибком ограждении не стояла. Борта делали из металла, и поэтому суда могли перемещаться по ровной глади. И если с волнами они кое-как справлялись, теряя при этом скорость, то преодоление препятствий посерьезнее им было не по зубам.

 

Только в 1958 году инженер Латимер-Нидхэм пришел к выводу, что судов на воздушной подушке,  нужно ограждение, которое не только удержит воздух, но и позволит судам преодолевать различные препятствия. Он разработал систему из двух жестких полотнищ, прикрепленных к стенкам сопла.

 

Это был настоящий прорыв в области сравнимый с изобретением телефона. Гибкое ограждение позволяло проглатывать препятствия и идти по относительно сильным волнам. Однако, система, все же имела свои недостатки. Если препятствие имело острые края, то она разрезало юбку и производительность ограждения сильно терялась. Замена юбки была длительной и дорогой.

 

Поэтому инженеры вскоре придумали нижнюю часть юбки делить на небольшие сегменты. При разрыве, их гораздо легче заменить и стоят они дешевле.

Не смотря на очевидный прорыв, и эта система оказалась не идеальной:

 

  • Сегментная подушка имеет ограничение на высоту.
  • В сегменты легко заливается  вода.

 

Эти два фактора сильно уменьшали отрыв сегментного гибкого ограждения. Потому что у сплошной юбки таких проблем не было.

 

Решение проблемы было следующим: сделать не один, а два уровня ограждения. Верхний уровень сделать баллонами, а нижний - сегментами. Система стала известна как двухъярусная юбка.

 

Сейчас, на рынке представлен не только тип с гибким ограждением, но так называемый скеговый тип. В системе присутствуют два мощных баллона — скеги, которые касаются воды только частично. Подобный тип больше всего распространен в России (см Марс-700 или Хивус), нежели на западе.

Эта система, как и любая другая имеет свои недостатки и положительные свойства. К положительным свойствам относится хорошая устойчивость при сильном ветре и волнах. Поэтому подобные суда чаще используют при длительных перемещениях. К минусам можно отнести дороговизну в обслуживании. Порвав баллон, заменить на месте почти невозможно. А замена в специализированных мастерских может влететь в копейку.